Журнал Макса Колобкова

Все самое интересное

Previous Entry Share Next Entry
Не дай тебя обмануть на новогодних псевдораспродажах
mosmax
Призываю вас не терять голову в новогоднем угаре и тщательно планировать траты, чтобы после праздников не проснуться с пустым кошельком и чувством разочарования. Ничего принципиально нового в этих советах, конечно, нет, но повторить их никогда не помешает. Ведь россияне вообще имеют большую склонность к спонтанным покупкам — по данному показателю они занимают второе место в мире. Это значит, что решение о приобретении того или иного товара очень часто принимается непосредственно в магазине, под влиянием настроения, красивой упаковки, агитации продавцов, акций.



Вот, собственно, акции и являются главной уловкой торговых предприятий. Потребителя пытаются убедить, что продают ему товар по существенно более низкой цене, чем он должен стоить на самом деле. Далеко не всегда это соответствует действительности.

В Германии есть специальная организация, которая несколько лет назад начала проводить исследования соотношения цены и качества тех вещей, которые якобы продаются со скидкой. И в этой, казалось бы, вполне себе благополучной с точки зрения деловой этики стране выяснилось, что 30% таких товаров просто неприемлемого качества, 45% — вещи среднего качества за среднюю цену или хорошего качества за нормальную цену, то есть стоят они ровно столько, сколько и должны стоить без всяких акций. И только в 25% случаев со скидкой предлагались действительно товары хорошего или среднего качества по низкой цене. Легко предположить, что в России последняя цифра оказалась бы еще меньше.

Неувядающим спросом у продавцов пользуется такая распространенная хитрость, как повышение цены накануне объявления скидок. И получается, что в реальности скидок нет вовсе или их размер существенно скромнее заявленного. Буквально неделю или две назад пользователи Рунета уличили в этом известную косметическо-парфюмерную торговую сеть.

Формально никакого нарушения законодательства в этом нет, поэтому нельзя обвинить магазины, практикующие такой подход в мошенничестве, говорят эксперты. Но это неправильно, полагают они. Необходим какой-то государственный документ, регулирующий данный вопрос. Например, в нем должно быть оговорено, что цена, заявленная в качестве исходной, должна быть установлена не позднее, чем за месяц до объявления скидок. Пока же потребителю остается просто помнить о такой уловке, следить за ценами в течение всего года и не лениться пользоваться калькулятором, благо сейчас он есть практически в любом мобильном устройстве.

Кстати, принято считать, что большие упаковки априори выгоднее маленьких. И потребители зачастую берут их с полок, почти не глядя, будучи полностью уверенными, что таким образом экономят. На самом же деле, если взять тот же калькулятор и пересчитать общую цену товара на каждую его единицу (на штуки или на вес, в зависимости от вида продукции), очень часто может выясниться, что выгоднее как раз фасовка меньшего объема. Такие фокусы проделываются, например, со стиральным порошком.

Главное правило грамотного потребителя — нет спонтанности. Перед походом в магазин следует составить тщательный список того, что именно вы собираетесь купить. Перед Новым годом это особенно актуально. Четко решите, будете ли вы собирать новогодний стол, на сколько человек, кому планируете дарить подарки и в каком ценовом диапазоне. Но даже если вы просто отправляетесь в ближайший продуктовый ларек за ежедневными продуктами питания, список не помешает вместе с предполагаемой суммой трат. Можно будет оценить собственный коэффициент спонтанности. Но даже если не будет куплено ни одной лишней позиции, это даст возможность понять, насколько ваши финансовые ожидания соответствуют реальности и как растут цены.

Решите, какая цена на конкретный товар для вас приемлема, и стойко придерживайтесь этого решения, не поддаваясь на призывы продавцов, рекламные акции и общий ажиотаж (все побежали, и я побежал). Покупайте только то, что вам действительно нужно, и по той цене, которую сами считаете справедливой.

Не покупайтесь на бренды. Помните, что в цене каждого брендированного товара сидит частичка тех сотен миллиардов, которые производитель потратил на продвижение своей продукции. При этом совершенно не обязательно его качество будет выше, чем у менее раскрученного конкурента. Сегодня есть возможность через Интернет сравнить не только стоимость вещей, но и отзывы тех, кто уже ими пользовался. Можно также поискать информацию о том, сколько было претензий со стороны потребителей, и как производитель на них реагирует. В развитых странах есть специальные серверы, где агрегируется подобная информация, в России, увы, ее придется собирать по крупицам. Но если речь идет о дорогостоящей серьезной покупке, дело того стоит.

Что касается продуктов питания, почерпнуть сведения об их качестве можно на сайте общества защиты прав потребителей «Росконтроль». Недавно государство тоже запустило свою площадку по оценке качества товаров — «Роскачество». Правда, пока там успели исследовать всего несколько видов продукции.

Не верьте сказкам продавцов о том, что акционный товар обмену и возврату не подлежит. Согласно российскому законодательству, обмену подлежит еще как. И возврату тоже, если продавец не смог предложить аналогичный или другой подходящий товар. И касается это не только случаев обнаружения какого-нибудь брака. Правило действует даже тогда, когда вещь просто не подошла — не тот размер обуви, не того цвета обои и т. д. Конечно, за исключением тех товарных категорий, что прописаны в законе, таких как белье и т. д. Здесь возврат возможен только при ненадлежащем качестве товара.

Кстати, об обуви. Мало кто знает, что гарантийный срок на нее начинается не с момента продажи, а с начала сезона, для которого эта обувь предназначена. В каждом регионе есть свои официальные даты, от которых начинается отсчет времен года, и они не совпадают с общим календарем (понятно, что в Сибирь зима приходит раньше, чем в Москву, и уходит позже). То есть, если зимние сапоги куплены летом или в начале осени, гарантийный срок начнет действовать только с наступлением зимы.

Еще одна тонкость, известная не каждому потребителю. Если полюбовно вернуть вещь в магазин не удалось, и назначена экспертиза, покупатель имеет право на ней присутствовать. Оплатить экспертизу обязан продавец. Но если будет доказана вина потребителя, ему придется возместить эти расходы.

Потребитель тоже бывает неправ, например, когда пытается вернуть в магазин поношенную вещь. Но если он полностью уверен в своей невиновности, можно смело грозить судом. Как известно, в такого рода спорах российская Фемида чаще занимает сторону покупателя. Сегодня в случае решения в пользу потребителя продавцу автоматически присуждается возврат не только стоимости покупки, но и морального ущерба. Поэтому самим торговцам доводить дело до суда весьма невыгодно.

Разумный подход к расходам и знание своих прав никогда не повредят, но текущие экономические условия и так поневоле делают потребителя осторожным и циничным. Он уже проводит тщательный маркетинговый анализ в Интернете при выборе значимых товаров и далеко не так лоялен к брендам, как кажется. Если другой производитель сделает более выгодное предложение, потребитель уйдет к нему. Есть некоторые исключения, вроде необъяснимой любви к дорогостоящей продукции Apple, но они лишь подтверждают правило.


Recent Posts from This Journal

  • Кто осудит "Спартачей"?

    "Ломать, крушить и рвать на части - вот это жизнь, вот это счастье", - так пелось в советском мультике, и теперь я понимаю, о чем это! Московский…

  • Жители хрущоб хотят в шестиэтажки

    Что за любовь к малоэтажным домикам? Современные города так не выглядят. При этом уже очень многие заявили, что хотят в дома по 6 этажей. Мол, им мэр…

  • На собеседовании могут изнасиловать

    Девушку-студентку позвали на собеседование и изнасиловали прямо в квартире на Новом Арбате. Насильника, надеюсь, посадят. Его половина Москвы люто…


  • 1

Интересно, когда люди научатся искать товар в интернете и сравнивать цены у продавцов?


Про большие упаковки. Иногда они и правда выгоднее, во всяком случае закупочная цена от поставщика ниже  на единицу веса/штук. Но и наценка магазина должна быть динамичная, при одинаковом % наценки например на сахар 1кг и 5кг конечно получается выгоднее взять 5 по 1. Сам работаю в рознице, и с этим тупизмом конкретно не согласен. Но тут все сложно, начиная от операторов которые на автомате ставят цены и заведующих которым надо выдерживать общий % по магазину, заканчивая пофуизму директора , которого ситуация устраивает. Но люди не все дураки и некоторые умеют считать.


  • 1
?

Log in

No account? Create an account